жилищная инспекция чем занимается

Понятие «жилищная инспекция» на слуху у многих. А вот тонкости работы этой организации, её функции, обязанности известны далеко не каждому.

Чем же занимается жилищная инспекция? Какие проблемы находятся под ее контролем? Ответы на эти вопросы и постараемся дать в статье.

Определение понятия

Государственная жилищная инспекция или, как ее еще называют, ГЖИ – это один из органов исполнительной власти в России.

Данная организация берет под надзор жилищный фонд государства, а также проверяет качество тех коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам.

Действует инспекция согласно Конституции РФ.

Основные функции

Главное, для чего создавалась жилищная инспекция- это:

  • осуществление контроля за содержанием, ремонтом, должным использованием зданий, составляющих жилой фонд;
  • изучение состояния жилого фонда и анализ полученных результатов;
  • работа по улучшению качества жилья в стране.

Кроме этих, основных функций, жилищная инспекция выполняет еще ряд назначений:

  • отвечает за осуществление работ, связанных с использованием коммунального инвентаря;
  • контролирует обоснованность установленных норм потребления коммунальных услуг;
  • обеспечивает надзор за более экономным расходом ресурсов;
  • оказывает информационные услуги жителям;
  • следит за соблюдением правил в процессе оценки жилья: пригодно оно для дальнейшего в нем проживания или его следует признать нежилым.

Таким образом, ГЖИ призвано обеспечить соблюдение всех законодательных актов, которые регламентируют жилищные отношения. Кроме того, она следит за тем, чтобы исполнялись законы о сбережении энергии и модернизации.

Именно жилищная инспекция контролирует создание фондов капитального ремонта, а также законное формирование управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищных кооперативов. Однако осуществлять вмешательство в финансовую и хозяйственную деятельность всех выше указанных объединений она права не имеет.

Читайте так же:  перенос отпуска в связи с производственной необходимостью

Какие вопросы поможет решить

Поводы для обращения в жилищную инспекцию могут быть разными. Вот круг проблем, с которыми она поможет справиться.

  1. Ненадлежащее исполнение правил по содержанию и ремонту жилья, а также нарушения, касающиеся норм предоставляемых коммунальных услуг.
  2. Установление тарифа на услуги и плата за них.
  3. Заключать договор об оказании коммунальных услуг тоже можно посредством такого органа надзора, как ГЖИ.
  4. Рассмотрение жалоб о том, что жилье содержится не на должном уровне, а жилые помещения используются ненадлежащим образом.
  5. Управление многоквартирным домом (МКД) и все вопросы, с ним связанные.
  6. Если жильцы не довольны тем, как содержится и используется общее имущество МКД, с жалобами можно обратиться в жилищную инспекцию.
  7. Через ГЖИ можно решить вопрос и об установке приборов, учитывающих потребление коммунальных услуг.

Получается, что жилищная инспекция – это тот орган надзора, который должен рассматривать все жалобы и претензии на УК, ТСЖ и другие организации, имеющие отношение к управлению жилыми домами и оказывающими коммунальные услуги.

Куда обращаться, если бездействует

На все жалобы, которые отправляются в инспекцию, должен приходить ответ не более чем через 30 дней. Это может быть как отказ в рассмотрении жалобы, так и принятие решения о проверке управляющей компании или ТСЖ.

Но что делать, если жилищная инспекция бездействует? Кому она подчиняется и, соответственно, куда отправлять свои жалобы на ГЖИ?

Если речь идет о бездействии районной инспекции, то главной над ней будет являться инспекция областная. Областную ГЖИ контролирует Главная государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Но наиболее действенным станет обращение с исковым заявлением в суд, а затем и в прокуратуру.

Полезные рекомендации:

  1. В случае, когда управляющая компания не желает реагировать на претензии жильцов дома к температуре горячей воды или отопления, не хочет ремонтировать неисправный лифт или сломанные перила, стоит обращаться в ГЖИ.
  2. Когда возникают сомнения по поводу того, а не завышает ли УК или ТСЖ цены на коммунальные услуги, или мучает вопрос о правильности расчетов по оплате, то стоит проконсультироваться по этим вопросам в жилищной инспекции.
  3. При обращении в жилищную инспекцию стоит обратить особое внимание на оформление первоначального заявления. Если, излагая суть своего обращения, вы при этом не указываете свои данные (ФИО, адрес и номер телефона), то инспекция может не реагировать на ваше заявление. Отсутствие ваших личных данных будет рассмотрено как нарушение процедуры подачи документов.
Читайте так же:  как выбрать кондиционер для квартиры

Подводя итог, хочется сказать, что ГЖИ обладает очень серьезными правами, но и обязанности у нее тоже имеются. Жилищная инспекция уполномочена решать важные вопросы, возникающие по поводу жилищного фонда России.

Безусловно, те требования, которые ГЖИ выдвигает, она обязана объяснять и доказывать необходимость их исполнения. Как и сотрудники других органов исполнительной власти при безответственном и халатном отношении к делу сотрудники ГЖИ могут понести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность за свою деятельность.

Как работает жилищная инспекция, смотрите в следующем видео ответ на этот вопрос:

Жилищная инспекция чем занимается

Чем мы можем Вам помочь?

Для чего нужна и чем занимается жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — орган исполнительной власти районной, городской и региональной администрации, призванный контролировать исполнение юридическими лицами и гражданами норм жилищного законодательства. Структура создается на уровне субъекта РФ и его населенных пунктов (районов). В своей деятельности ГЖИ руководствуется Конституцией РФ, кодексами, федеральными (в частности, Постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 г.) и местными нормативными актами. Например, порядок работы столичной жилищной инспекции регулирует закон города Москвы № 336-П от 26.08.2011 г.

Полномочия и функции ГЖИ

Жилищная инспекция в лице местных и региональных отделений:

  • осуществляет государственный региональный и муниципальный жилищный надзор;
  • согласовывает перепланировки и переустройства в нежилых помещениях, частных и многоквартирных домах, в том числе проведенные жильцами самовольно, оформляет итоговые документы;
  • контролирует работу управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов, выдает лицензии, выносит предписания на устранение нарушений;
  • мониторит состояние МКД и помещений муниципального нежилого фонда, проводит диагностику конструкций и коммунального инженерного оборудования (электрических сетей, газовых и водопроводных труб и т. д.);
  • вносит законотворческие инициативы на рассмотрение местной администрации в пределах своей компетенции и сферы деятельности;
  • в рамках созданных комиссий принимает решение о признании помещения аварийным, пригодным или непригодным для проживания, о переводе объектов строительства из жилого фонда в нежилой и наоборот и т. д.
Читайте так же:  суточные это что за что расходы

Жилищный надзор, проводимый инспекцией, выражается в контроле за соблюдением органами госвласти, предпринимателями, частными и юрлицами (в том числе УК, ТСЖ, кооперативами) обязательных требований к:

  • строительству и эксплуатации жилых и нежилых помещений;
  • проведенным перепланировкам и переустройству;
  • начислению и внесению жильцами оплаты за коммунальные услуги и содержание помещения, установке нормативов;
  • качеству услуг и ремонта, выполняемого УК, подрядчиками, юридическими и физическими лицами;
  • учету жилищных фондов;
  • установке в домах приборов учета, их содержанию и эксплуатации;
  • функционированию и состоянию инженерных сетей, качеству предоставленных коммунальных и бытовых услуг и т. д.

Какие права и обязанности имеет жилищная инспекция

В обязанности жилищной инспекции входит:

  • осуществлять возложенные на нее функции по надзору в своей сфере деятельности;
  • вести реестр выданных и отозванных лицензий ТСЖ, УК, кооперативам, подрядчикам;
  • вести реестр жилищных фондов и квалификационных сертификатов;
  • следить за формированием и ведением банковских счетов, открытых для накопления средств на ремонт жилья;
  • получать и распоряжаться средствами, которые платят жильцы за коммунальные услуги и содержание помещений;
  • принимать заявления и реагировать на обращения частных и юридических лиц, органов госвласти, оказывать государственные услуги в пределах своей компетенции.

Для осуществления своих функций и исполнения обязанностей государственная жилищная инспекция имеет следующие полномочия:

  • делать запросы в органы госвласти и ведомства, получать необходимую информацию от частных и юридических лиц;
  • создавать рабочие группы и комиссии в составе инспекции, занимающиеся разрешением отдельных вопросов, привлекать экспертов, научных специалистов и т. д.;
  • заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на выполнение определенных работ;
  • разрешать через суд вопросы, касающиеся деятельности и ликвидации УК, ТСЖ, кооперативов, защиты прав и интересов жильцов, признания недействительными договоров между инспекцией и подрядчиками и т. д.;
  • посещать помещения или через суд получать в них доступ, проводить обследования, в том числе с использованием специального оборудования;
  • обращаться в суд и в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении дела, если имеет место нарушение правил строительства и эксплуатации домов, инженерных коммуникаций, условий договоров и т. д.

Жилищная инспекция на местах может обладать особыми правами, обязанностями и полномочиями, установленными нормативными актами субъектов РФ.

Куда жаловаться на бездействие ГЖИ

Одна из важнейших функций ГЖИ — прием и реагирование на жалобы жильцов. Ответ по существу на каждое обращение должен приходить в течение месяца. Иногда жилищная инспекция бездействует или действует явно не в интересах потребителей. При решении вопросов, связанных с незаконным действием или бездействием сотрудников ГЖИ на местах, досудебное регулирование считается обязательным. Под этим понимается жалоба на местную жилищную инспекцию в областное управление — высший исполнительный орган жилнадзора в регионе — или в администрацию населенного пункта или субъекта РФ.

Читайте так же:  запрос в налоговую об открытых расчетных счетах

Жалоба на инспекцию обязательно должна содержать наименование адресата и ФИО подателя. Анонимные претензии к рассмотрению не принимаются. Если обращение в вышестоящую инстанцию не принесло результата, гражданин вправе подать иск в суд согласно КАС РФ или в прокуратуру. Последняя, в свою очередь, может инициировать проверку действий инспекции и в дальнейшем — судебное разбирательство.

Основная инстанция по защите законных прав и интересов потребителей — суд. Согласно ст. 218 КАС РФ, споры с инспекцией находятся в ведении судов общей юрисдикции по месту нахождения истца. При этом на подачу заявления отводится 3 месяца с момента, когда права были нарушены или об этом стало известно.

В этот период входит и досудебное регулирование. Но если вышестоящая жилищная инспекция не среагировала на жалобу или сделала это поздно, считается, что срок пропущен по уважительной причине. Подача исков о признании неправомерными действий или бездействия лиц, наделенных властными полномочиями, облагаются госсбором в 300 руб. (2 тыс. руб. для юрлиц) согласно п. 6.1 ст. 333.19 НК РФ.

Практика по отстаиванию прав в суде показывает, что споры с жилищной инспекцией лучше вести не в одиночку, а коллективом граждан. Разбирательства, закончившиеся победой истцов, до сих пор редкость, поэтому правильным решением станет заручиться поддержкой опытного юриста.

жилищная инспекция чем занимается
Оценка 1 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here