управление затратами на предприятии

Издержки — это потраченные в бизнесе ресурсы в денежном выражении: сырье, зарплата, оборудование и так далее. Из издержек складывается себестоимость продукции или услуги.

Издержки отличаются друг от друга, их классифицируют по различным признакам:

  • постоянные и переменные;
  • прямые и косвенные;
  • релевантные и нерелевантные;
  • производственные и непроизводственные;
  • явные и неявные;
  • возвратные и невозвратные;
  • контролируемые и неконтролируемые.

Подробнее про издержки мы рассказывали в статье «Виды издержек».

Что такое управление издержками

Управление издержками — это сложный процесс, который состоит из нескольких ключевых моментов:

  • умение эффективно использовать ресурсы с наибольшей отдачей;
  • планирование: компания должна понимать, когда и в каких объемах ей потребуется тот или иной ресурс;
  • контроль: предприятие должно знать, на какие цели и в каком объеме уходят те или иные ресурсы.

Что происходит при неэффективном управлении

Если управление неэффективно или его вообще нет, наступает хаос. Ресурсы, а значит и деньги, расходуются как попало. Компания начинает нести неявные издержки, так как ресурсы используются неэффективно. Возникает упущенная выгода.

Так как издержки никто не считает, в компании нет понятия себестоимости. Не зная, во сколько компании обходится конечный продукт, установить цену на него нельзя. Товар либо продают по заниженной цене и компания теряет деньги, либо цена завышена, и продукт перестает пользоваться спросом.

Как следствие, компания принимает неправильное решение по поводу ассортимента. Выпуск продукции происходит на основе личных предпочтений руководства, которые не всегда соответствуют рынку. В результате компания производит продукцию, от которой давно нужно было отказаться.

Без контроля затрат вопрос об их сокращении даже не встает. Компания видит лишь один путь для увеличения прибыли — рост продаж. Но по итогам оказывается, что увеличение продаж требует еще больше ресурсов на продвижение, найм новых работников, покупку оборудования и так далее.

Читайте так же:  в каком возрасте замена паспорта

Какова цель управления издержками

Цель управления издержками — увеличить прибыль за счет экономии на затратах. При этом управление затратами не требует дополнительного вливания денег, как это происходит при росте объемов производства. Главное, чтобы компания понимала причины возникновения расходов и принимала меры для улучшения ситуации.

Например, для производства продукции нужно сырье. Компания может покупать его в малых объемах, например, на одну неделю, а можно купить это же сырье на 2 месяца. В первом варианте стоимость килограмма сырья будет существенно выше, чем во втором, так как за покупку большого объема поставщики дают скидку. Компании нужно анализировать оба варианта и выбрать более эффективный. Например, если покупка двухмесячного объема не приведет к затовариванию склада и кассовому разрыву, то лучше купить сырье с запасом.

На какие вопросы отвечает управление издержками

Система управления издержками внутри предприятия дает ответы на следующие вопросы:

  • какой объем продукции и в каком ассортименте нужно производить;
  • какова себестоимость каждой номенклатуры;
  • какую цену установить на продукцию;
  • какой размер скидки предоставить в зависимости от объема;
  • какими ресурсами компания располагает в данный момент;
  • какие ресурсы понадобятся в ближайшее время;
  • какова рентабельность деятельности компании.

Какие этапы выделяют в управлении издержками

Управление издержками — это поэтапный процесс. Разберем каждый из этапов подробнее.

Анализ структуры затрат

Рассчитываем меру каждой статьи затрат в совокупных расходах. Можно построить диаграмму или сделать это в виде таблицы. Важно оценить динамику роста каждой статьи затрат, чтобы прогнозировать их размер в будущем.

После этого нужно ответить на два вопроса: контролируема ли статья затрат, и насколько она существенна. Тратить свое время на затраты, которые составляют менее 1% от общей суммы, не имеет смысла.

Читайте так же:  штраф за несвоевременную постановку на учет тс

Даже если вес статьи существенен, она может быть неконтролируемой. Тогда сократить ее не выйдет.

Классификация затрат

Для успешного управления не стоит скидывать все издержки «в один котел». Для начала их стоит распределить на группы. Чаще всего затраты делят на переменные и постоянные или прямые и косвенные, или объединяют эти две группировки.

— амортизация оборудования;
— основная зарплата производственного персонала и так далее;

— сдельная зарплата производственного персонала;
— расходы на доставку готовой продукции;
— сырье и материалы и так далее;

— зарплата административно-управленческого персонала;
— коммунальные услуги;
— услуги банков, аудиторов и так далее.

— электроэнергия для производства;
— ремонт оборудования и так далее.

Распределение косвенных затрат

С прямыми затратами проблем обычно не возникает, они сразу учитываются в себестоимости конкретного продукта. А вот косвенные издержки нужно распределять относительно какой-то базы. В качестве такой базы выбирают какую-либо статью переменных расходов, например, затраты на сырье и материалы или заработную плату производственных рабочих.

Выбор метода калькуляции себестоимости

Самые популярные методы — это директ-костинг и абзорпшен-костинг.

Direct-costing — делим все затраты на переменные и постоянные. При расчете себестоимости учитываются только переменные расходы. А постоянные затраты вычитаются из прибыли периода без распределения на каждый вид продукции.

Absorption-costing — все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции на складе.

Выбор метода зависит от специфики предприятия. Директ-костинг рекомендуют использовать всем компаниям, так как он дает возможность более гибкого ценообразования. Абзорпшен-костинг подойдет фирмам, где производят одну или несколько номенклатур.

Анализ безубыточности

Точка безубыточности — это такая выручка компании, при которой она покрывает все свои издержки и не получает прибыль, то есть работает в ноль. Точка безубыточности дает понимание о необходимом уровне продаж. Выручка, полученная сверх точки безубыточности, будет формировать прибыль предприятия.

Читайте так же:  доверенность на квартиру без права продажи образец

Анализ точки безубыточности показывает запас финансовой прочности, зависимость прибыли от роста объема продаж и сокращения расходов и так далее.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия для учета всех видов издержек, ведения бухучета, начисления зарплаты и сдачи отчетности. В сервисе есть управленческие отчеты для руководителя, он поможет следить за издержками, проводить финансовый анализ и получать рекомендации по улучшению работы предприятия. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Управление затратами предприятия

Управление затратами предприятия – это процесс формирования затрат предприятия в разрезе их видов, мест возникновения и носителей в условиях постоянного контроля с целью минимизации, а также выполнение всей совокупности управленческих функций, ориентированных на рост эффективности использования производственных ресурсов.

Управление затратами предприятия является динамическим процессом, в который входят управленческие действия, предназначенные для достижения предприятием высоких экономических результатов. Этот процесс позволяет рационализировать использование ресурсов и управлять их потреблением в современных условиях при производстве и реализации продукции.

Помощь со студенческой работой на тему
Управление затратами предприятия

Целью управления затратами является не сохранение стабильного уровня издержек, а их снижение и постоянное совершенствование, однако каждое предприятие формулирует цель исходя из специфики деятельности:

  • поддержание фактической себестоимости на нормативно установленном уровне,
  • снижение текущей себестоимости,
  • минимизация затрат.

Исходя из цели, определяются задачи управления затратами:

  • повысить экономический результат функционирования компании,
  • определить затраты по фазам жизненного цикла продукции или управленческим функциям, реализуемым в организации,
  • рассчитать затраты по производственным подразделениям компании либо по географическим и операционным сегментам,
  • рассчитать необходимые для единицы производимой продукции, работ или услуг затраты,
  • подготовить информационную базу, которая позволила бы оценить затраты в ходе выбора и принятия управленческих решений,
  • определить технические способы и средства контроля, отслеживания и измерения затрат,
  • выявить резервы для снижения затрат по этапам процесса производства, а также в разрезе производственных подразделений,
  • выбрать способы нормирования,
  • выбрать систему управления затратами, которая бы отвечала условиям функционирования организации.
Читайте так же:  отмена бронирования в гостинице

Управление затратами реализует следующие общеуправленческие и специфические функции:

  • планирование,
  • регулирование,
  • организация,
  • учет,
  • контроль,
  • анализ.

Управление затратами базируется на ряде принципов:

  • системность при управлении затратами,
  • единство практикуемых на различных иерархических уровнях управления методов,
  • осуществление управления затратами на протяжении всех стадий жизненного цикла изделий – начиная с создания и заканчивая утилизацией,
  • достижение баланса между снижением затрат и повышением уровня качества выпускаемой продукции (проводимых работ, оказываемых услуг),
  • внедрение новейших и максимально эффективных методов снижения затрат,
  • совершенствование информационного обеспечения, касающегося уровня затрат,
  • увеличение заинтересованности в снижении затрат со стороны производственных подразделений.

Методы управления затратами на предприятии

Чтобы решить задачи управления затратами было разработано большое количество методов управления. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Метод «стандарт-кост» опирается на понятие стандартных затрат. Этот термин состоит из двух частей:

  • стандарт – то есть то количество производственных затрат (трудовых, материальных), которое необходимо для выпуска каждой единицы продукции, или исчисленные заранее затраты на производство,
  • кост – то есть денежное выражение рассматриваемых затрат на производство.

Стандарт-кост является мощным инструментом, позволяющим контролировать производственные затраты. Исходя из установленных стандартов можно заранее спрогнозировать, какие затраты потребуются на производство и реализацию изделий предприятия, рассчитать себестоимость и на ее основе определить цены, вычислить ожидаемые в предстоящих периодах доходы.

Для применения системы стандарт-кост предварительно (до того, как будет начато производство) осуществляют нормирование по статьям затрат:

  • затраты на основные материалы,
  • затраты, связанные с оплатой труда основных работников производства,
  • накладные производственные затраты, к которым относят заработную плату вспомогательных работников, затраты на закупку вспомогательных материалов, амортизацию, арендную плату и т.д.,
  • коммерческие затраты – затраты, связанные со сбытом, реализацией продукции.

Рассчитанные на предварительном этапе нормы представляют собой твердо определенные ставки. Фактические затраты должны приводиться к ним за счет осуществления управления затратами. Если в ходе работы возникают отклонения, стандартные нормы на исправляют (кроме случаев, когда новые экономические условия диктую серьезные изменения функционирования компании).

Читайте так же:  сколько платит алименты самозанятый

В процессе установления нормативов определяют количественные физические стандарты, отражающие затраты в натуральной форме – в виде расхода материалов, количества рабочей силы или объема услуг, расходуемых на производство анализируемого изделия.

Метод управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing) предполагает, что источником возникновения затрат служат внутрихозяйственная деятельность и бизнес-процессы, на которые формируется спрос со стороны конечной продукции.

Информация о затратах в этом методе формируется в три этапа:

  • определение величины расхода ресурсов в разрезе организационных подразделений (филиалов, структурных подразделений, отделов, цехов, участков),
  • расчет затрат на каждый вид внутрихозяйственной деятельности или бизнес-процесс, протекающий в одном или сразу нескольких подразделениях,
  • определение себестоимости продукции по величине затрат отдельных видов внутрихозяйственной деятельности и объема их потребления для данной продукции.

Целевое калькулирование себестоимости – это подход к определению себестоимости, при котором производство и реализация некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством должны обеспечивать желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.

управление затратами на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here