учет шин в бухгалтерском учете

Рассмотрим, как заполнять карточку учета работы автомобильной шины, правила учета автошин в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0, и отражение данных операций в учетной политике.

Объект учета

Комплект шин, включая запасное колесо, покрышку и камеру, приобретаемый вместе с автомобилем, отдельного актива не формирует. Данные предметы входят в единый инвентарный объект учета – автомобиль. Следовательно, и стоимость автомобильных шин, входящих в комплектацию при приобретении автомобиля, отдельно не учитывается.

А вот приобретенные сменные комплекты или сезонные комплекты являются запасными частями к автомобилю, подлежащими замене по мере их износа или посезонно. Замена производится с учетом действующих требований, предъявляемых к эксплуатации автомобильного транспорта.

Карточка учета

Основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ и регламентирующим учетный процесс, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) (далее Правила). Правила утверждены распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 №АК-9-р и обязательны для применения во всех организациях, эксплуатирующих транспортные средства.

Правила не распространяются только на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

В соответствии с требованиями Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы по установленной форме (рис. 1). Данную карточку необходимо вести вплоть до выхода шины из строя (пункты 83-93 Правил).

В каждую карточку необходимо ежемесячно вносить данные о фактическом пробеге. Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег.

Читайте так же:  когда должны начислить отпускные

Замена шин

При замене на ходовых колесах рабочей шины на запасную водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены, заводской номер замененной шины и показания спидометра. Эти данные фиксируются в карточках учета работы рабочей и запасной шин. Запрещено определять пробег каждой шины путем деления общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля, включая запасную. Указанный способ приводит к начислению пробега на неработающие шины и неправильному определению фактического пробега каждой шины.

Кроме того, к карточке учета работы шины в графе «Техническое состояние шин при установке» следует отражать описание ее технического состояния, в том числе данные о дефектах, характере и размере повреждений. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.

При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета ее работы подписывается членами комиссии и закрывается. В таком случае карточка учета является актом списания шины.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.

Шины, пригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, не подлежат снятию с эксплуатации и сдаче на восстановление или в утиль. Так, снятие зимних шин в связи с заменой их на летние не влечет за собой списания их с учета. Все шины имеют определенный ресурс пробега и только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины могут быть списаны.

Нормы эксплуатационного пробега

Нормы эксплуатационного пробега шин определяются в зависимости от характеристик шины и условий эксплуатации в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (в соответствии с информационным письмом Минтранса РФ от 07.12.2006 №0132-05/394 руководящий документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов). Согласно п. 3.3 руководящего документа норма эксплуатационного пробега шины рассчитывается путем умножения среднестатистического пробега шины на ряд поправочных коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации и условий работы транспортного средства. Вместе с тем существуют ограничения: норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от ее среднестатистического пробега.

Читайте так же:  правила проезда с трамваями пдд

Отражение в бухгалтерском учете

В качестве запасных частей шины подлежат учету в составе прочих материальных запасов на счете 105.Х6. При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию отражается их списание со счета 105.Х6.

Одновременно формируется бухгалтерская запись по принятию к забалансовому учету на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Дальнейший учет шин, выданных в эксплуатацию, вплоть до их фактического выбытия осуществляется на забалансовом счете 09 по фактической стоимости. В случае, когда стоимость шин неизвестна (шины приобретены (безвозмездно получены) вместе с автомобилем), их учет на забалансовом счете 09 ведется в условной оценке: 1 шина – 1 руб., или по количеству.

В программном продукте «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0, операции по поступлению, внутреннему перемещению и списанию автошин на забалансовом счете 09 отражаются соответствующими типовыми документами раздел главного меню «Материальные запасы», пункт «Материалы на забалансовых счетах».

Учетная политика

Так как ни один нормативный документ не содержит правил отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок их учета в учетной политике. Рассмотрим два варианта.

  • Первый: факт смены автомобильных шин отражается на забалансовом счете 09. В программе смена может быть отражена как выдача со склада в эксплуатацию – операцией «Внутреннее перемещение материалов (забалансовый учет)» с видом операции «09:Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».
  • Второй: сезонная смена шин осуществляется без отражения операций на забалансовом счете 09 путем внесения соответствующих данных материально ответственным лицом в вышеуказанные карточки учета работы шин.

Автор: Наталия Субботина,
методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»

Как учесть в расходах переобувку транспорта к зиме?

Для поиска необходимой информации выберем самый простой путь и наберём в строке быстрого поиска СПС «КонсультантПлюс» фразу «учёт автомобильных шин».

Читайте так же:  оплата сверхурочных часов по тк

И в первой же статье «Типовая ситуация: Как учитывать шины?» (издательство «Главная книга», 2014) находим ответ на наш вопрос. В зависимости от того, как приобрели шины — с машиной или отдельно, и будет отражено поступление автомобильной резины. По обыкновению новые машины в автосалонах продаются на летней резине, и организация покупает зимние шины дополнительно. И в этом случае шины будут оприходованы как материалы. На субсчёте 10-5 «Запасные части» учитываются автомобильные шины в запасе и обороте 1 .

Оприходован на склад комплект зимней резины:

Дт 10 «Материалы», субсчёт 5 «Запасные части» — Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Отражена сумма «входного» НДС:

Дт 19 «НДС по приобретённым ценностям» — Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

НДС предъявлен к вычету:

Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «НДС» — Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Если автомобиль приобретён в комплекте с зимней резиной, то стоимость шин наряду с другими сопутствующими расходами формирует первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском и налоговом учёте 2 .

Меняем автомобильные шины

Для целей бухгалтерского учёта фактическая себестоимость зимних шин, выданных со склада для замены летних шин включается в состав расходов по обычным видам деятельности 3 .

В день установки на автомобиль зимних шин делаются проводки:

Дт 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу») — Кт 10 «Материалы», субсчёт 5 «Запасные части»

Выбор счёта затрат по дебету зависит от вида деятельности организации (производство, торговля) и вида автомобиля (легковой, грузовой), на который данные шины устанавливаются.

Предложенный подход к списанию зимних шин не так однозначен. Их существует несколько вариантов. Познакомимся с ними. Для этого наберём в той же строке быстрого поиска «учёт зимних шин». И обратимся к статье «Бухгалтерский учёт сезонной смены автомобильных шин» (автор С. А. Алимов) 4 . В данной статье рассмотрены особенности учёта замены автомобильных шин в связи со сменой сезона, а также различные варианты списания затрат на приобретение шин.

Читайте так же:  как считает страховая компания ущерб при дтп

Автор предлагает 4 варианта учёта списания в эксплуатацию сезонной автомобильной резины:

  • Первый и самый простой: списать стоимость шин, которые были учтены в составе материалов на счёте 10-5, на расходы в момент установки на автомобиль. При этом возврат зимних шин на склад в бухгалтерском учёте не отражать, а фиксировать в карточках учёта работы автомобильных шин до момента их снятия с эксплуатации.
  • Второй вариант предполагает, что при возврате на склад сезонных шин по окончании сезона следует уменьшить расходы организации на их остаточную стоимость. Снятые и возвращённые на склад шины оценивают исходя из цены их возможного использования с учётом данных о фактическом пробеге 5 .
  • Третий вариант основан на аналитическом учёте. Предлагается открыть к счёту 10 «Материалы» субсчёта «Автомобильные шины в эксплуатации» и «Автомобильные шины в запасе». Списать на затраты стоимость шин можно, только когда они достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя.
  • Четвёртый способ отражает сезонность эксплуатации шин. Он предполагает списание стоимости шин пропорционально фактическому пробегу в течение сезона. Норматив списания определяется исходя из стоимости шин и норматива пробега шин для данной марки автомобиля. В конце сезона оставшаяся стоимость шин списывается на расходы единовременно. Для определения нормативного пробега шин используются Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) работников (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002) (вместе с Классификацией автотранспортных средств). При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 % среднестатистического пробега 6 .

#FOOTNOTE#А вот в Налоговом кодексе нет прямых указаний о порядке учёта расходов при замене сезонных шин, поэтому выбранный вариант учёта необходимо прописать в учётной политике. Практично, если в бухгалтерском и налоговом учёте будет одинаковый порядок учёта таких расходов, что позволит не применять ПБУ 18/02 «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций» 7 .

  • или материальных расходов 8 ;
  • или прочих расходов (расходов на содержание служебного транспорта) 9 .
Читайте так же:  рниму перевод из других вузов

При применении УСН стоимость шин учитывается в расходах только в случае, если шины получены от поставщика и оплачены 11 .

Таким образом, существуют разные варианты списания зимних шин. Какой из них выбрать — решать самой организации. Однако если на балансе один автомобиль, то первый вариант учёта является наиболее простым и удобным. При наличии большого автомобильного парка и необходимости контроля за сохранностью зимней и летней резины наиболее предпочтительным видится второй.

учет шин в бухгалтерском учете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here