смена собственника имущества организации

Статьей 75 ТК РФ работодателю предоставлено право расторгнуть трудовые договоры с определенными категориями персонала в связи со сменой собственника имущества организации. Что понимается под сменой собственника, кого можно уволить, как оформить такое увольнение и каков его порядок — расскажем в данном материале

Что понимать под сменой собственника имущества организации?

Гражданским законодательством установлено, что собственником имущества организации является юридическое лицо. Однако из этого правила есть исключения: государственные муниципальные и унитарные предприятия, имущество которых принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ либо муниципальному образованию, когда сами предприятия владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Многие работодатели полагают, что учредители коммерческих организаций также являются собственниками имущества финансируемых ими компаний и при изменении состава учредителей возможно расторжение трудовых отношений по указанному основанию. Однако это не так.

Поскольку в соответствии со ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) обществ, а также произведенного и приобретенного обществами в процессе их деятельности, является общество, а участники в силу ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами общества, принимать участие в распределении прибыли), изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации. Ведь собственником имущества общества остается само общество, смены собственника не происходит.

Читайте так же:  как правильно написать отзыв

Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности, при приватизации государственного или муниципального имущества при:

С кем возможно расторгнуть трудовой договор?

При смене собственника имущества организации новый собственник имеет право расторгнуть трудовой договор по п. 4 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации, заместителями руководителя и главным бухгалтером. Сделать это можно не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности (ст. 75 ТК РФ). Если не успеть в срок, указанных работников можно будет уволить только по иным основаниям, не в связи со сменой собственника имущества организации.

К сведению: после государственной регистрации перехода права собственности новый владелец имущества организации может принять решение о сокращении численности или штата работников. При этом он должен соблюдать процедуру, установленную ТК РФ.

Смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. Однако они могут сами отказаться работать в новых условиях. В таком случае расторжение трудовых отношений производится по п. 6 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации. Причем это основание может быть применено и к руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам.

То есть руководящие работники могут быть уволены как по инициативе работодателя (п. 4 ст. 81 ТК РФ), так и по общим основаниям расторжения трудового договора (п. 6 ст. 77 ТК РФ). Если увольнение происходит по инициативе работодателя, увольняемым полагается выплата компенсации в силу ст. 181 ТК РФ в размере не ниже трех средних месячных заработков. Выплата данной компенсации трудовым законодательством возложена на нового собственника.

Читайте так же:  перевод на должность директора запись в трудовой

Размер компенсации может быть установлен трудовым или коллективным договором.

Иногда главные бухгалтеры при увольнении по п. 4 ст. 81 ТК РФ считают, что такое расторжение трудового договора нарушает их право на труд, противоречит положениям Конституции РФ и носит дискриминационный характер. Однако это не так. Конституционный суд в Определении от 27.05.2010 № 699-О-О указал, что правовой статус главного бухгалтера (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности: он несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств; его требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации (пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников.

Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении ее подведомственности, реорганизации

Продолжение трудовых отношений при смене собственника имущества организации
Ограничение на расторжение трудового договора при смене собственника имущества организации
Трудовые отношения при изменении подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизации
При смене собственника имущества организации новый собст­венник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности вправе расторгнуть трудовой договор с руково­дителем организации, его заместителями и главным бухгалте­ром. В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой до­говор прекращается на основании п. 6 ст. 77 ТК РФ.
Смена собственника имущества организации не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работника­ми организации. Мероприятия по сокращению численности или штата работников новый собственник вправе осуществлять только после государственной регистрации перехода права соб­ственности.
При изменении подведомственности (подчиненности) организа­ции, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Если работник отказыва­ется продолжать работу в указанных случаях, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ (в связи с изменением подведомственности (подчиненности) организа­ции либо ее реорганизации).

Читайте так же:  росгосстрах проверить статус

Смена собственника компании

Смена собственников в компаниях в наше время не редкость. В поисках оптимальных способов управления владельцы могут подбирать более компетентных руководителей и вводить их в состав участников. На самом деле причин для этого может быть много. В любом случае подобные изменения должны проходить в рамках действующего законодательства. Очень важно все сделать правильно, так как смена собственника организации довольно ответственный процесс. Рассмотрим подробнее, как это сделать правильно.

Основные способы

При смене собственника организации регистрируются изменения состава общества с ограниченной ответственностью посредством продажи доли, принадлежащей участнику, либо ввода в состав ООО нового учредителя.

Основным признаком этого процесса является заключение договора купли-продажи доли участника, которая может быть как частичной, так и составлять 100 %. Договор должен быть заверен у нотариуса. Согласно действующему российскому законодательству смена собственников фирмы может произойти одним из нижеописанных способов.

  1. Передача доли, принадлежащей одному участнику, другому лицу. Суть этого способа заключается в дарении членом ООО принадлежащей ему доли другому участнику общества либо постороннему человеку, который не является его учредителем. Как правило, факт передачи принадлежащей доли происходит путем заключения договора дарения. Данный способ требует нотариального оформления. Если сделка не удостоверена нотариусом, она считается недействительной и не порождает прав и обязанностей участников.
  2. Передача доли в ООО посредством составления гражданско-правового договора купли-продажи с нотариальным удостоверением. Данный способ требует проведения государственной регистрации:
    1. введения в состав учредителей нового участника;
    2. выведения из состава старого участника;
    3. продажи принадлежащей доли другому участнику общества;
    4. продажи принадлежащей доли по договору, заключенному в организации.

    Какой из способов выбрать – индивидуальное решение организации. В любом случае все изменения, связанные со сменой собственника ООО, должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции и внесены в ЕГРЮЛ. В этом случае не имеет значения, является ли учредителем одно лицо либо их несколько.

    Особенности смены собственника

    Нотариальное заверение регистрации смены собственника организации потребует немало времени и финансовых расходов. Участие нотариуса в данном процессе определено действующим законодательством. Нотариус:

    • удостоверяет гражданско-правовой договор, который предусматривает переход прав на участие в обществе от одного участника к другому;
    • занимается подготовкой и заверкой пакета документов организации, необходимого для отправки в налоговую инспекцию.

    К числу необходимых документов для смены собственника относится:

    • согласие второго супруга на отчуждение доли в обществе либо брачный договор, который регулирует имущественные отношения, возникающие после расторжения брака;
    • письменное заявление учредителей общества, где ими выражается их воля в отказе от покупки доли ООО.

    Для смены собственника компании потребуется:

    • заверить сделку нотариально;
    • уплатить нотариусу вознаграждение, размер которого зависит от суммы сделки;
    • получить вышеперечисленные документы;
    • зарегистрировать внесенные изменения в налоговой инспекции.

    Однако при продаже доли в ООО нельзя сразу же менять генерального директора организации. Это связано с тем, что если все-таки сделать это, при регистрации изменений в ЕГРЮЛ заявления будут подписываться разными заявителями. А это, в свою очередь, может вызвать сложности из-за несовпадения в документах лиц, подписывавших и принимавших документы.

    Следует учесть, что расчеты с бывшими участниками компании должны осуществляться на основании того дохода, который был получен организацией в предыдущем году. Такие расчеты должны формироваться на основании данных, которые были представлены в бухгалтерской отчетности организации за прошедший год.

    Помощь в проведении процедур при смене собственника компании

    Как становится понятно, при смене собственников организации возникают различные нюансы. Все тонкости процесса знают лишь специалисты в этой области с большим опытом работы. Если Вам необходимо сменить собственника организации, обратитесь в «Азбука Учета». Наша компания уже много лет работает на рынке консалтинговых услуг, оказываемых для организаций Москвы и Московской области. Мы имеем колоссальный опыт осуществления смены учредителей в различных организациях и готовы помочь Вам в этом непростом вопросе. Квалифицированные специалисты «Азбука Учета» помогут провести процедуры, связанные с регистрацией изменения собственника, предложат наиболее приемлемый способ регистрации перехода прав собственности. Звоните нам или приходите на личный прием.

    смена собственника имущества организации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here