распределение чистой прибыли

Нужно быть беспросветным дураком, чтобы спустить всю зарплату на Айфон, не оставив деньги на еду и оплату аренды жилья. Так и чистую прибыль бизнеса нужно пускать на обязательные расходы — например, резервы и обучение сотрудников.

В реальности же эти обязательные расходы происходят от случая к случаю. Сегодня собственник вложился в образовательные курсы для сотрудников, завтра закупил компьютеры в офис, а послезавтра сидит в кассовом разрыве — зато с умными сотрудниками и мощными компьютерами.

Чтобы не попадать в такие ситуации, нужен регламент по распределению прибыли. Мы в «Нескучных финансах» используем систему фондов, о которой и пойдет речь в этой статье. А еще — о том, как заставить эту систему фондов работать не только на бумаге.

Фонды, которые мы используем в «Нескучных финансах»

Я, как руководитель компании, понимаю цели «Нескучных финансов». Нам важно быть стабильными, постоянно развивать компанию и сотрудников и, конечно же, выплачивать дивиденды собственникам. Вот на эти цели мы и копим деньги с чистой прибыли, распределяя их по фондам.

Развитие компании — 20% чистой прибыли. Эти деньги мы тратим на запуск новых продуктов и подразделений, найм сотрудников, тестирование гипотез — короче говоря, на инновации.

Мы понимаем: если будем все время делать одно и то же, рано или поздно станем неактуальными. Фонд развития компании дает нам ресурсы, чтобы постоянно развиваться не в ущерб текущей деятельности.

Например, в этом году мы собираемся выпустить книгу. Деньги на нее мы возьмем не из рекламного бюджета и не из зарплат финдиректоров, а из чистой прибыли — денег, которые лежат в фонде развития компании.

Читайте так же:  проводки по начислению налога на прибыль

Развитие команды — 20%. Наш главный актив — это сотрудники, которым нужно регулярно актуализировать свои знания. Деньги для этого мы берем из фонда развития команды — тратим их на курсы, тренинги, книги. Также с помощью этого фонда мы формируем корпоративную культуру в компании — проводим корпоративы, тимбилдинги, командные выезды.

Резервы — 20%. Уйдет ключевой клиент, изменится законодательство, клиенты перестанут платить и придется с ними судиться, перестанут работать привычные каналы рекламы… Критических ситуаций в малом бизнесе множество, и ко всем из них нужно быть готовым.

Резервный фонд — это наша подушка безопасности. На нем просто лежат накопления. Кому-то может показаться, что это неправильно и деньги должны работать. Но работа денег в резервном фонде заключается как раз в том, чтобы просто находиться на счету и ждать своего часа.

Бонусы топ-менеджерам — 10%. У нас действует система мотивации, по которой ключевые сотрудники получают бонус в виде процента от общей чистой прибыли компании за квартал.

Дивиденды — 30%. Очень важное правило для каждого собственника — платить себе. Причем, эти платежи всегда нужно планировать. Если этого не сделать, то бизнес всегда «съест» всю чистую прибыль, которая у него остается. Поверьте, всегда найдется, куда потратить деньги.

Как найти деньги, чтобы распределить их по фондам

На бумаге наша система фондов выглядит очень красиво. Но и мне, и вам понятно: работать она будет только в идеальном мире с вечной радугой в небе. А мы живем в суровом реальном мире — в котором существует Челябинск, а прибыль не равна деньгам в кассе.

Прибыль — это виртуальный показатель. Вот вы в конце периода посчитали прибыль, приготовились распределять ее по фондам, а денег не хватает. Они уже пущены в оборот.

Читайте так же:  стоимость ремонта подъезда

Мы тоже с таким столкнулись и придумали, как этого избежать. Мы открыли в банке несколько дополнительных счетов и раз в неделю отстегиваем туда часть от всех денег, которые к нам поступили:

  • на налоги — 7,5% от поступлений
  • в резерв — 5%
  • на развитие компании — 5%
  • на дивиденды — 5%
  • на развитие команды — 5%

На налоги идет 7,5%, потому что мы на УСН 6%, плюс платим взносы в фонды. Остальные пропорции выработаны методом научного тыка — это те суммы, которые отвечают двум параметрам.

Во-первых, их комфортно откладывать в моменте — хотя мы сразу выводим 27,5% поступлений из операционной деятельности, это не мешает текущим делам компании.

Во-вторых, под конец квартала на счетах набирается достаточная сумма, чтобы распределить чистую прибыль по фондам.

Наши счета в банке

Не обязательно строго придерживаться системы фондов — деньги можно распределять между целями. Например, конкретно сейчас у нас нет потребности обучать сотрудников, им пока хватает развития в рамках текущей работы. Зато нам нужно переработать дизайн сайта и перенести его на другую платформу. И я, как руководитель, принимаю решение: потратить на сайт 40% прибыли, потому что это приоритетная задача. А на развитие сотрудников решаю прибыль не тратить.

Не зацикливайтесь на регламенте, отталкивайтесь от целей компании.

Пожалуйста, не рассматривайте эту статью как пошаговую инструкцию по применению! У вас могут быть другие фонды и другие пропорции. Например, на дивиденды вы можете тратить не 30%, а 50%. А на бонусы топ-менеджерам вообще не тратить.

Смотрите на общий принцип и адаптируйте его под потребности и возможности вашей компании.

Система фондов — это один из аспектов правильного управления финансами бизнеса. Чтобы качественно и просто разобраться в теме финансового учета, пройдите наш курс «Управленка». Не сомневаемся, что вам понравится и будет полезно!

Читайте так же:  взять кредит 150000 рублей без отказа

Порядок распределения чистой прибыли между участниками ООО

К оммерческие организации создаются и работают, как правило, для достижения единственной цели – получения прибыли. Однако выручить деньги – только часть дела. Прибыль необходимо еще и распределить. Расскажем, как это правильно сделать.

Чистая прибыль

Прежде всего определимся с понятием чистой прибыли. Это та сумма, которая остается после вычета всех расходов, уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Чистую прибыль используют для увеличения оборотных средств, улучшения условий труда, реинвестиций в производство, премирования сотрудников, создания резервов и фондов. Также чистую прибыль можно распределять между учредителями ООО полностью или частично. Та чистая прибыль, которую распределяют между собой участники общества, называется дивидендами.

Порядок распределения прибыли устанавливают Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и устав ООО. Уставом могут быть приняты практически любые условия и порядок распределения и использования прибыли. В нем желательно закрепить принципы распределения прибыли, место выплаты дивидендов, срок, в течение которого будет проводиться выплата, и другие условия.

Общее собрание участников общества принимает или изменяет устав, в том числе в части порядка распределения дивидендов, единогласным голосованием. Свою компетенцию по распределению прибыли общее собрание общества не имеет права передавать никаким иным органам или должностным лицам компании (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Если общество состоит из одного участника, то решение принимается им единолично и оформляется письменно. В этом случае вся чистая прибыль будет распределена только ему.

Принятие решения о распределении чистой прибыли не является обязанностью учредителей. Это их право.

Если порядок распределения дивидендов не полностью определен в учредительных документах (например, не указаны срок и порядок выплаты дивидендов), то он должен быть отражен в решении общего собрания участников о распределении прибыли.

Читайте так же:  как обходить автомобиль при посадке и высадке

В большинстве случаев дивиденды делятся пропорционально долям учредителей общества в уставном капитале. Но определенные пропорции распределения прибыли (в том числе в пользу одного из участников) можно зафиксировать в уставе вне зависимости от соотношения долей. Ничто не мешает каждый раз утверждать эти пропорции на собрании.

На практике нередко изобретаются и более хитрые варианты. Например, учредители организации, владеющие более чем половиной долей, организуют «кривое» распределение прибыли. Для этого они создают фирму, оказывающую дополнительные либо сопутствующие услуги. На эту фирму под видом оплаты таких (иногда эфемерных) услуг выводится практически вся прибыль организации. И уже новые пропорции распределения прибыли (естественно, без участия миноритарных участников организации) определяет общее собрание вновь созданной фирмы единогласным решением. А в уставе фирмы записывается, что юридическим лицам – участникам прибыль не распределяется.

Формальности

О проведении общего собрания участников необходимо уведомить не менее чем за 30 дней. Делается это заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Обычно решение принимается большинством голосов, но уставом может быть закреплено более жесткое требование.

Размер чистой прибыли определяется данными бухгалтерской отчетности. Решение о ее распределении должно быть запротоколировано. Обычно в протоколе указывают:

  • дату, место, время проведения общего собрания;
  • Ф.И.О. председателя и секретаря;
  • Ф.И.О. участников общества, принимающих участие в собрании, их доли в уставном капитале;
  • повестку дня;
  • решения, принятые на собрании.

Само решение общего собрания оформляется на основании протокола. Оно должно содержать информацию о:

  • дате проведения собрания;
  • месте проведения собрания;
  • лицах, приглашенных и присутствующих на собрании. При этом полномочия лиц, участвующих в собрании, должны быть подтверждены;
  • повестке дня;
  • принятых решениях по распределению дивидендов. Для этого должен быть утвержден отчет о прибылях и убытках общества, определена та часть чистой прибыли, которая подлежит распределению, и срок, в течение которого происходит выплата дивидендов.
Читайте так же:  военный билет образец все страницы

На основании решения директор издает приказ главному бухгалтеру о начислении и выплате дивидендов.

В то же время участники общества не имеют права требовать выплаты прибыли, если решение о ее распределении не принималось. Так, постановлением ФАС Поволжского округа от 03.08.2012 по делу № А55-26198/2011 было отклонено исковое требование участника ООО о выплате нераспределенной прибыли, поскольку общее собрание не принимало.

распределение чистой прибыли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here