присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
Читайте так же:  как оформить опекунство над инвалидом 1 группы

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке
Читайте так же:  параллельная парковка пошаговая инструкция видео

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ)

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка организаций и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Указанное решение должно содержать:
– наименование налогового органа;
– номер решения и дату его вынесения;
– наименование проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП;
– период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который про-водится проверка;
– фамилии, должности и классные чины сотрудников инспекции, входящих в состав проверяющей группы, если в проверке будут участвовать представители правоохранительных и контролирующих органов, то указываются их фамилии, должности и звания;
– подпись руководителя инспекции, вынесшего решение с указанием его фамилии, должности и классного чина.
По прибытии в организацию проверяющая группа в полном составе должна представиться руководству организации и предъявить ему свои документы, удостоверяющие их полномочия по вопросам проведения ВНП. С целью правильного исчисления сроков, связанных с проведением ВНП, необходимо четко зафиксировать дату предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
В свою очередь, руководство организации имеет право ознакомиться с решением о проведении ВНП и сделать его копию, а также со служебными удостоверениями должностных лиц группы, переписать их содержание. Факт предъявления решения подтверждается подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя в нижней части данного решения после слов «С решением на проведение ВНП ознакомлен» с указанием соответствующей даты. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении ВНП лично или направить своего представителя.
В случае отсутствия на момент прибытия проверяющей группы руководителя организации и иных должностных лиц, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации, следует принять меры по установлению их местонахождения.
Одновременно следует установить полномочия присутствующего должностного лица проверяемой организации и возможность проведения проверки, а также предъявить ему решение о проведении проверки для фиксации ее начала.
Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных лиц по их допуску в помещения и на территории, в которых должна проводиться проверка, предъявлять Необходимые для проверки документы.
Согласно п. 3 ст. 91 НК РФ в случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещения (кроме жилых) руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, в соответствии с оценкой имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
Если налогоплательщик отказывается подписывать данный акт, в нем делается соответствующая запись. Данные действия налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 124 НК РФ).
В целях качественной организации работы в ходе проверки особое значение имеет первое посещение налогоплательщика, которое должно быть хорошо спланировано. Для этого рекомендуется заранее составить повестку дня встречи и затем работать по ней в организации.
Содержание программы первого дня посещения может включать следующие разделы:
1) представление членов проверяющей группы;
2) объявление причин, по которым организация отобрана для проверки;
3) представление организации;
4) доведение графика проведения проверки до сотрудников организации;
5) представление системы бухгалтерского учета и отчетности;
6) постановка практических вопросов организации проверки (предоставление помещения, технические процедуры, определение сотрудников для контактов в ходе работы, сейфов для хранения документов, копировальной техники и др.);
7) получение информации и документов при первом посещении или предъявление требования о представлении документов.
После посещения организации и проверки всей собранной информации и документации работники налоговых органов составляют окончательный план, в котором определяют вопросы, подлежащие проверке. Так, при проведении проверки уплаты налога на прибыль и НДС в план могут быть включены следующие вопросы:
1) объем реализации продукции для целей налогообложения;
2) себестоимость реализованной продукции;
3) правильность списания сумм на затраты производства и отпуск на сторону сырья и материалов;
4) учет износа по основным средствам, нематериальным активам и др.;
5) списание расходов по оплате труда;
6) сделки с родственными предприятиями, партнерами и владельцами акций и пр.
В ходе ВНП работники налоговых органов на основе имеющейся у них информации о налогоплательщике, анализа предоставленных им документов, а также материалов, получен-ных в процессе проверочных действий, в соответствии с задачами ВНП:
– анализируют всю информацию о деятельности налогоплательщика;
– выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, ошибки в составлении деклараций, определяют влияние данных нарушений на формирование налоговой базы;
– запрашивают информацию о налогоплательщике или информацию о конкретных сделках согласно ст. 93.1 НК РФ;
– проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика;
– опрашивают свидетелей, привлекают специалистов, экспертов, переводчиков;
– формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;
– производят доначисление сумм неуплаченных налогов.

Читайте так же:  частно публичное обвинение упк
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here