финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Финансовый мониторинг — вид финансового контроля за денежными потоками предприятий и физических лиц.

Финансовый мониторинг включает в себя анализ бухгалтерской документации, оценку рисков от совершения тех или иных финансовых операций, а также прогнозирование прибыли на основе заключенных договоров и контрактов. Финансовый мониторинг поможет выбрать правильную стратегию развития предприятия, позволит оценить риски вложений и сотрудничества с агентами.

Виды финансового мониторинга

  • обязательный финансовый мониторинг;
  • внутренний финансовый мониторинг.

Перечень услуг специалиста по финансовому мониторингу

  • организация внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • постановка на специальный учет в ГИПН, постановка на учет в Росфинмониторинг, внесение в реестр МФО, вступление КПК в СРО, вступление МФО в СРО;
  • построение процесса внутреннего контроля в целях исполнения норм федерального закона №115-ФЗ, внедрение в организацию системы мер внутреннего контроля;
  • вопросы по перечню полного пакета документов в целях ПОД/ФТ;
  • возникшие затруднения при реализации ПВК по ПОД/ФТ, например, при квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, или квалификации операции, как операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • вопросы, возникающие при формировании и направлении информации и сообщений в федеральную службу по финансовому мониторингу по формам ФЭС;
  • порядок проведения проверок надзорными органами, вопросы по перечню требуемых надзором документов при проверке, права и обязанности проверяемой организации при проверках;
  • вопросы разработки правил внутреннего контроля и внесения изменения в ПВК по ПОД/ФТ.

Если вам необходима помощь специалиста для проведения финансово-правового мониторинга в вашей организации, то обращайтесь в Коллегию адвокатов Москвы №1, где опытные специалисты окажут вам качественные услуги по финансовым вопросам.

Что проверяет Росфинмониторинг? И за что штрафует

Прошел практически год, как Росфинмониторинг получил право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета. В связи с данным расширением полномочий Росфинмониторинга, все чаще приходится слышать о проверках, проводимых данной службой. В данном материале выясним: кто подпадает под проверку, по каким сделкам необходимо представить информацию в Росфинмониторинг? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем?

Читайте так же:  как считать электроэнергию

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.

Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
  • являющиеся страховыми брокерами;
  • осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Читайте так же:  яндекс директ отсрочка платежа

Росфинмониторинг рекомендует критерии и признаки необычных сделок включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Эта программа разрабатывается в составе правил внутреннего контроля. Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Критерии и признаки необычных сделок разделены на группы с 11 по 46. Критерии и признаки, входящие с 11 по 22 группу, носят общий характер и применяются в полном объеме. А критерии и признаки, входящие с 31 по 46 группу, связаны с определенной спецификой деятельности.

Код группы включает в себя код критерия/признака, который в дальнейшем используется для представления информации в Росфинмониторинг.

Среди общих критериев необычных сделок значатся:

  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности при осуществлении сделки;
  • — пренебрежение клиентом, получения более выгодных условий, при получении услуг;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему сделки, непосредственно перед началом ее реализации, значительных изменений;
  • отсутствие информации о клиенте — юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях, либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
  • поручение клиента перечислить полученные по сделке денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке;
  • существенное отклонение суммы сделки, относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента.
  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Читайте так же:  справка об отсутствии задолженности перед бюджетом

При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:

Что такое финансовый мониторинг

Почему создан закон, и где с ним пересекается украинец

Закон появился как ответ на необходимость адаптировать украинское законодательство к европейскому. Коррупция – одна из проблем без ответа для ЕС. И мы как страна, намеревающаяся войти в состав объединения, должны создать действенный инструмент, который противодействует получению нелегальных доходов, отмыванию денег, финансированию терроризма.

Согласно закону, отвечать за финансовые операции должны не только их инициаторы, но и посредники. Все, что кажется подозрительным, «складывается» в отдельную папку, передается в Государственную службу финансового мониторинга Украины или хранится для анализа в будущих проверках.

Полный перечень компаний и лиц, которые должны сообщать о рисковых операциях, а также исключения в их обязанностях, можно найти в законе .

Это означает, что вы «под присмотром» всегда при любой финансовой операции, независимо от суммы транзакции и типа счета. Вы просто не замечаете этого, потому что к вам нет вопросов. Если ваша деятельность кажется рисковой, то, например, банку необходимо идентифицировать вас, предоставить информацию обо всех участниках такой финансовой операции, тщательно проверить легальность источников ваших доходов и цели транзакции.

Стоит отметить, что еще не все процедуры четко прописаны в законе и имеют объяснения относительно требований к каждой операции. Но вы можете найти ответы на большинство своих вопросов о финмониторинге на сайте Национального банка Украины, в разделе «Вопросы и ответы».

Когда вы «незаметны» для государства

Вы можете не ожидать дополнительных проверок со стороны банков или подрядчиков, и ваши счета не блокируются в таких случаях:

  • оплата коммунальных услуг;
  • налоговые платежи;
  • уплата штрафов;
  • выплаты обязательных сборов и платежей;
  • покупка товаров или услуг с помощью карты или электронного платежного средства в случае, если вы вводите номер карты;
  • снятие средств с личного счета.
Читайте так же:  порядок сообщения о пожаре

Сумма вашей операции не имеет значения, кроме случаев, в которых лимиты определены специально:

  • наличные переводы и операции по Украине не более чем на 5 000 грн;
  • кредитные платежи на сумму до 30 000 грн.

Все эти переводы имеют автоматически встроенные данные о вас и поэтому не нуждаются в дополнительной идентификации. Вы считаетесь надежным участником процесса.

Для всех других операций проверяющие учреждения или лица могут запросить документы для подтверждения источника суммы операции, чтобы понять, подпадает ли деятельность под определение рисковой.

Какие ситуации считаются подозрительными и ведут к блокировке карты или счета

Ваш счет будет заблокирован, если финансовая операция не имеет очевидной для государства подоплеки. То же касается и блокировки карты при снятии средств в кассе или банкомате.

Например, действие со средствами не соответствует вашему финансовому и социальному состоянию или имеет признаки отмывания денег, вывода капитала, конвертации в наличные, фиктивного предпринимательства или неуплаты прибылей, или иной нелегальной деятельности.

Это может указывать на необычный характер операции, ее несоответствие деятельности клиента, запутанность нескольких связанных между собой операций без особого смысла или цели.

Подозрительными являются повторяющиеся операции, сумма каждой из которых не подлежит проверке. Такие действия требуют оценки, потому что они могут быть осуществлены для избежания идентификации, верификации, финмониторинга в целом. Особенно если они проводятся в течение одного дня, одним человеком или на один и тот же счет, а общая сумма транзакций равна или превышает лимиты, установленные законом.

Банк должен провести двойную проверку (идентификацию и верификацию) для вас, а также установить, имеете ли вы как физическое лицо полномочия для таких операций, проверить данные об инициаторе и получателе платежа, если:

  • вы снимаете средства на пороговую сумму проверки,
  • в качестве политически значимого лица открываете ФЛП,
  • переводите деньги человеку для открытия им банковского счета,
  • осуществляете платеж, сумма которого подпадает под условия банковской проверки, от имени юридического лица.
Читайте так же:  почетный гражданин россии список

Для проверки законности финансовых операций учреждения могут запросить различные документы в каждом конкретном случае. Это может быть паспорт и идентификационный код, акты выполненных работ, квитанции о получении денежных средств от реализации товаров, договоры с подрядчиками и партнерами, а в некоторых случаях даже письменные объяснения об использовании наличных во время расчетов.

Укажите, что сумма операций для вас не важна, если есть надлежащие бумаги и доказательства, что операции и источники прибылей законны. Главное – оставаться надежным для тех, кто осуществляет проверки. Для лиц, уже являющихся клиентами банков, двойная проверка не нужна.

финансовый мониторинг как вид финансового контроля
Оценка 3.3 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here